Древние цивилизации
Страница 60

Царь‑бог принимает доклады и клятвы слуг и чиновников

Ассирийские владыки успешно проводили политику плавильного котла (до португальцев, испанцев, китайцев, американцев и русских они осуществили грандиозный социальный эксперимент, сгоняя целые народы, переселяя их на новые земли и в другие страны). Цель – лишить людей привычных корней их родины (с ними вырвать и волю к сопротивлению, ибо на чужой земле сражаться не стоит). К примеру, в 742 и 741 годах до н. э. 30 000 сирийцев из района Хама переселили в горы Загросса, а 18 000 арамеев с левого берега Тигра насильственно отправили в Северную Сирию. «Ассирийские завоеватели всегда были великими передвигателями народов, – писал Г. Масперо. – Они гордились своей властью пересаживать нации, как деревья, и переселять целые племена с севера на юг, с востока на запад. После каждой войны тысячи пленных направлялись в изгнание из побежденной родины в отдаленные страны, население которых завтра, может быть, в свою очередь будет выселено в пустые земли, оставленные этими невольными пришельцами».

Пленники перед лицом царя Ассирии

С Тиглатпаласара III берет начало массовая депортация людей. Это не могло не вызвать глубокой ненависти к ассирийцам и в конце концов привело к краху Ассирии. Тем же курсом следовал и Саргон, заселяя город жителями, собранными с четырех концов света, с гор и равнин, из городов и пустынь. Тут были персыарийцы, армяне, евреи, ассирийцы и другие. Арабские царицы посылали ему дань, а Сирия и Палестина были ему подвластны. Таким образом, Ассирия не только перетасовывала народы, как игральные карты, но в известной мере и работала на «дело сближения культурного человечества» (Б. Тураев). Хотя, разумеется, так вряд ли думали те тысячи и тысячи несчастных, которые шли под конвоем солдат по пустыне, нещадно палимые солнцем, с женами и детьми, усыпая путь своими телами и костями.

Ассирийская конница

У ассирийцев было прекрасное вооружение: лучшая конница и лучшие колесницы на всем Древнем Востоке. В столь хаотичном и беспокойном регионе, каковым была в ту эпоху Передняя Азия, ни одно другое государство тогда не обладало подобными важными преимуществами. Вавилония была уже наполовину разрушена и частично оккупирована арамей‑скими племенами; Египет, управляемый ливийскими принцами, был обессилен и расчленен; фригийцы в Анатолии, мидяне и персы в Иране оставались еще для ассирийцев дальними и сравнительно безобидными соперниками; а в горах Армении будущий грозный соперник Ассирии – царство Урарту («страна Наири») – еще полностью не окреп и не встал на ноги. И только ассирийцы, несмотря на все их проблемы, «оставались потенциально сильнейшими». Поэтому Ассирия (даже в период упадка, то есть до конца X в. до н. э.) сохраняла костяк боевой армии, основу ее государства. В. Гуляев пишет: «Ассирия оставалась компактным и крепким государством. Ее главные города избежали иноземной оккупации и оставались свободными. Ее мужчины, закаленные и воспитанные в почти непрерывных войнах прошлых столетий, были прирожденными воинами. И царская корона с завидным постоянством переходила от одного правителя к другому в пределах одной и той же семьи. Правда, это государство было небольшим (150 км в длину и 80 км в ширину), но ведь таковы многие государства Востока (Тир, Библ, Израиль, Иудея)».

Фигурка беса

Гибель столиц агрессоров

В древности главным связующим моментом были община и общество, а не раса и язык. Поэтому столь пестро выглядели национальные, этнические, языковые рамки государств. Понятия «ассириец», «вавилонянин», «египтянин» на Востоке означало государственную или общинную, а не языковую, антропологическую, этнографическую принадлежность. В ходе битв, миграций шли вольные и невольные переселения с места на место. Массы людей перемещались из региона в регион. В египетских источниках ахеменидского времени упоминается значительное число вавилонян, что явились в Египет с войсками Камбиза или были направлены ахеменидской администрацией для службы. Одни из них служили писцами, другие являлись начальниками воинских отрядов. В Мемфисе некоторые вавилоняне служили мастерами в корабельном арсенале. Селясь группами, они поклонялись их богам, о чем свидетельствуют гермопольские папирусы (боги Бел, Набу, Шамаш, Нергал – в Элефантине, Набу и Баниту – в Саккаре). В свою очередь, те, кто жил в Вавилоне, других городах Месопотамии, привыкли иметь дело со многими божествами (в порядке вещей).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326