Древние цивилизации
Страница 85

Царь, поражающий дьявола Ахримана

Некогда философ древности Гераклит разработал учение о всеобщем «воспламенении» мира по истечении «мирового года» (по Гераклиту – это 10 800 лет). Такое воспламенение изображается им как суд над всеми вещами, ибо «огонь, пришедши, все будет судить и осудит». Безумные действия американцев и англичан подвигают мир к такому «пламени».

Потери оккупантов в Ираке

В Ираке громче звучит гимн Хаммурапи: «День воссияет и прославится имя твое, Ирак, бессчетные люди за тебя да молят». Россия желает мира Ираку, Сирии, Палестине, Ирану. Похоже, что‑то стало «доходить» и до народа США после того, как потери оккупационных войск резко выросли: в Ираке каждый день гремят взрывы, унося жизни сотен мирных иракцев и оккупантов. Полыхает яростное восстание, иракцы (сунниты и шииты) взялись за оружие. Выборы, являясь сплошной фикцией и издевательством над народом Ирака, только подлили масла в огонь.

Г. Мартин. Великий день гнева

Как бы там ни было, национальные интересы России, народов бывшего СССР, в данном регионе сегодня велики, как никогда прежде. Дело не только и не столько в нефти. Могущественная империя Запада придвинулась к нашим городам, границам, окружая Россию по периметру все новыми базами и плацдармами. Как тут не вспомнить во многом пророческие слова Б. А. Тураева: «Сами центры ассиро‑вавилонской культуры – Ниневия и даже Вавилон – находились на ничтожном расстоянии от нашей границы и тем самым напоминали нам, что интерес к изучению Древнего Востока должен быть у нас более жив, чем в Западной Европе». Тем более что ipso facto мир уже стал перед фактом колоссального усиления Восточной цивилизации, включающей многие страны. В этих условиях и страны Запада вынуждены будут отдавать предпочтение Lex civilis (гражданский закон) перед первобытным Lex in manibus (кулачное право). Это случится по мере того как центры силы и власти будут перемещаться из Европы и США в Азию, на Восток и в Россию. Подлинно мудрый политик России в этих условиях должен понимать самоубийственный характер нынешней англо‑американской политики в Ираке и в мире в целом и на основе глубокого анализа и предвидения будущего строить дальнейшие планы и перспективы развития нашего государства – великой России.

Глава 2. Политика и культура древнего Ирана

После ассиро‑вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо‑персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее централизованную деспотическую власть, но зато и более обширную, охватывающую в своих объятиях всю историческую сцену тех времен – от Греции, с одной стороны, до Инда, с другой. Затем идет македонская монархия Александра Великого – это медное чрево, пожравшее Элладу и Восток…

Вл. Соловьев. Россия и вселенская церковь

Начальные страницы персидской истории

Древняя Мидия, Иран, Кир, Дарий – все это вызывает в памяти империи давно ушедших веков. Что знаем мы о них? Не так много, как хотелось бы. Малочисленность письменных источников делает затруднительным изучение древней истории Персии (в сравнении с Египтом, Месопотамией, Грецией, Римом, Китаем, Иудеей). Согласимся с иранистом Р. Фраем (США), писавшим: «Как это ни парадоксально, можно усматривать преимущество (впрочем, весьма относительное) в этой скудости источников по истории Персии, ибо любой атом информации о прошлом Персии приобретает более важное значение, чем, к примеру, какой‑либо предмет материальной культуры, надпись или отдельное слово для истории античного мира, гораздо более богатого и неизмеримо лучше освещенного письменными памятниками». Видимо, это так, но в какой уж раз приходится сожалеть о том, что в эпоху, когда в мире существовало несколько систем письма (VI–V вв. до н. э.), мидяне и персы в Западном Иране все еще смотрели с подозрением и недоверием на это чуждое им искусство. В персидском эпосе изобретение письма приписывалось дьяволу. «И хотя, – пишет М. Бойс, – иранцы использовали арамейское письмо для практических нужд и имели занесенный македонцами в Иран греческий алфавит (прекрасно приспособленный для передачи индоевропейского языка), в большей мере знания и навыки передавались устно, а жрецы категорически «отвергли письмо как неподходящее для записывания священных слов».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326