Древние цивилизации
Страница 40

Вавилон – центр торговли, знаний, культуры

…Вавилон становится духовным центром вавилонского мира и его учение получает преобладание над другими. Он играет такую же роль, как Рим в Средние века…

Г. Винклер. Духовная культура Вавилона

Г. Винклер. Духовная культура Вавилона

Повышеный интерес у историков, художников и писателей всегда вызывал Вавилон… Легенда гласит, что основала город Вавилон Семирамида‑Ассириянка, Шаммурамат. Она убила супруга‑царя, завоевала всю Азию от Египта до Инда и железной рукой правила своим царством сорок лет, а затем вознеслась на небо в облике голубки. Ей приписывают и создание висячих садов. О Вавилоне упоминают с периода III династии Ура, когда сюда стал перемещаться политический центр Месопотамии. Новошумерская империя Ура стала средоточием торговых путей. Ей удалось расширить и укрепить завоевания саргоновского наследия.

Хаммурапи принимает законы из рук бога Солнца и правосудия. XVIII в. до н. э.

Первый царь Вавилона – великий Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Он и объединил страну после периода смут. Известен кодекс законов Хаммурапи, найденный археологами при раскопках эламской столицы Сузы. Элам, «возвышенная страна», расположена была к востоку от Вавилонии (о ней говорит Библия). На барельефе даны основные положения шумерийского права. В кодексе 282 статьи (уголовный кодекс, законы о оплате труда, женитьбе и разводе, рабовладении и т. д.). «Тогда‑то меня, Хаммурапи, назвали по имени, дабы установить в стране справедливость, погубить беззаконных и злых, дабы сильный никогда не притеснял слабого, дабы плоть людей была удовлетворена». В Кодексе видно стремление составителей примирить интересы различных групп населения. Но красной нитью проходит мысль защиты слабого от сильного и стремление дать каждому право на справедливое решение. Как скажет Э. Кьера, «чем больше я читаю Кодекс, тем больше восхищаюсь умом и мужеством законодателя». На стеле был изображен сам Хаммурапи и бог правосудия. Написанные клинописью законы были созданы за 1500 лет до Римской империи, являя собой первый кодекс, где правосудие вершит государство, а не бог. Хотя известны и более древние судебники, скажем, законы Шульги (конец III тыс. до н. э.).

Ашшурбанипал II. Барельеф на каменной плите из Ниневии

Юристы тут впервые создали процедуру фиксации торговых сделок, фиксировавшихся устно. С развитием права появляются письменные документы – «купчие». Древнейшие из документов найдены в Лагаше и Шуруппаке и восходят к первой четверти III тысячелетия до н. э. К началу первой вавилонской династии дифференциация видов документов и выработка терминологии приобрела уже законченный вид. Документы свидетельствуют о развитой системе права, о высокой юридической технике и о специальных юридических познаниях юристов. «Все это вместе взятое – результат широкого и оживленного обмена между отдельными городами и частями государства, возникновения многочисленных кредитных операций, развития ростовщичества, широкого отчуждения недвижимого имущества и т. д. в рамках классового общества этой эпохи, великолепным памятником которого является кодекс законов, составленных Хаммурапи», – отмечает А. П. Рифтин.

Царь Вавилона наделяет владением своего подданного

В 1901 году французские археологи, возглавляемые Ж. Де Морганом, откопали обломки из диорита. Когда их сложили вместе, образовалась стела высотой в 2,25 м, шириной от 1,65 м в верхней части и до 1,9 м в нижней. Ученый‑ассириолог Шейль расшифровал надпись. В верхней ее части помещено изображение бога Солнца, света и справедливости Шамаша, который, сидя на троне, передает вавилонскому царю Хаммурапи свиток со сводом законов. Вся остальная часть стелы покрыта клинообразным текстом на вавилоно‑семитическом языке. Большая часть этих колонок содержит 247 статей законодательства (10 колонок посвящено перечислению титулов царя, 7 – выскоблено). Законодательство начинают положениями о нарушении порядка судопроизводства: 2 статьи об обвинителе‑клеветнике, 2 – о лжесвидетелях, 1 – о нарушении правосудия самим судьей. «Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в 12?кратном размере иск, представленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда». Видимо, случаи мздоимства и злоупотребления положением со стороны судей и тогда были нередки, за что их и наказывали.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326