Древние цивилизации
Страница 147

У. Блейк. Бог Илу

Крылатый змей Кецалькоатль. Камень

В то же время верованиям Востока присущ дух свободы… М. А. Дандамаев пишет: «Для Древнего Востока была характерна полная свобода вероисповедания, причиной которой были не политические или моральные мотивы, а полное отсутствие понятия о ложной вере, о каких‑либо формах ереси. Еретические учения не могут возникнуть при политеизме, так как всякий культ считается правомерным и имеющим право на существование. Раз признается многобожие, вполне логично и полезно в случае необходимости добавить к своим традиционным богам и богов чужеземных. В силу указанных причин Древний Восток, в отличие от более поздних периодов, не знал крестовых походов с целью распространения какой‑либо религии… Еще в прошлом веке некоторые ученые высказывали совершенно неверное мнение, что Древний Восток погиб из‑за религиозного разделения людей, из‑за презрения к культам иноверцев, затруднявшим контакты между людьми… Однако в действительности прозелиты никому не были нужны в древности, ибо никто не был заинтересован в том, чтобы делиться с ними отнюдь не безграничными благодеяниями своих богов. Когда стало складываться учение о строгом монотеизме, в V веке до н. э. иудейские законоучители насильственно внедряли его среди своих соплеменников. Так был нанесен первый самый серьезный удар древним плюралистическим (религиозным) представлениям». Удары палкой, которые обрушились на тех, кто поклонялся финикийско‑ханаанским божествам наряду с Яхве и заключал смешанные браки, встретили яростное сопротивление со стороны народа. Но после долгой и яростной борьбы, унизительных и мучительных наказаний, демагогии и важных экономических реформ удалось добиться торжества монотеизма. То, что палка для Яхве стала главным аргументом веры, немудрено. Но и христианство, пришедшее в Египет в III веке н. э., а перед тем в Рим или Иудею, как и ислам, вошедший в жизнь и обиход стран Востока с VII века н. э., часто обращались к насилию как к аргументу веры.

Абидос – святилище Осириса

О верованиях древних египтян хотелось бы сказать еще вот что… В их религии возникли закрепленные признаки богов. В сознании бог Сет служил олицетворением зла, а бог Осирис был его антиподом – олицетворением добра. Восток не знал еще тогда эсхатологических учений, грозно повествующих о рае и аде. Ученые отмечают: не только в клинописной, но и в обширной ветхозаветной литературе ни рай, ни ад «ни разу не упоминаются». Характерен отрывок из «Книги Мертвых», принадлежавший жрецу Ани, современнику Сети I, где содержится диалог между умершим Ани и богом Атумом. Ани высказывает сомнение в том, что предстоящее загробное существование будет лучше земного. Атум пытается уверить его в обратном: «Ани: «О, Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока‑глубока, она темна‑темна, она вечна‑вечна!» Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем». Ани: «Но в ней нет радостей любви!» Атум: «Я дал просветление вместо воды, воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива!»». Аргументы в пользу «рая» явно звучат не очень убедительно.

Акт воздаяния здравицы в честь фараона совершался в Египте ежедневно. Так некогда молились за здоровье государя императора в храмах России. Царь – наместник бога на земле. «Как наверху, так и внизу», – гласила древнеегипетская пословица. Воспевание фараона как подлинного бога – литературная гипербола. Ее следует понимать как молитву египтян, обращенную к богу. В ней они молят проявить любовь к царю, даровать ему здоровье и долгую жизнь. Подтверждений подобной интерпретации молитв в египетских текстах множество (гимн Сенусерту III, или «Повесть о Синухе», воспевающую как бога фараона Сенусерта I). В построенном царицей Хатшепсут храме имелась надпись. В ней «царь богов» Амон прямо указывает на разделение своих полномочий с царицей: «Мое имя – во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей». Фараон предстает перед людьми в облике «богочеловека», мыслится как «богочеловек», но заключенное в нем человеческое начало сближает его со смертными. Он зависел от богов и нуждался в их помощи. В молитвах фараон постоянно подчеркивал, что «послушен» воле богов. И еще один любопытный факт: в провинциальных центрах «отцом» фараона считался местный верховный бог. На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтобы ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов, дары и т. д. (М. Коростовцев).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326