Древние цивилизации
Страница 280

Мечети Каира: мечеть Султана Хасана и мечеть Аль‑Рифаи

Социально‑нравственный мотив религиозного учения был особенно притягателен для угнетаемых масс. Египетский епископат работал не за страх, а за совесть, привлекая в ряды христиан толпы язычников. Новое учение продвигалось в глубь Египта, т. е. не только по главным городам номов, но и в сельские районы. Как писал архиепископ Лоллий, агитация в пользу христианства шла не в силу административных установок или распоряжений языческого правительства, а была «делом свободного убеждения и доброй совести людей». В отличие от последующих веков в те времена церковь не находилась еще в тесной связи с государственной властью, и епископы свое служение осуществляли там, где есть христиане, не требуя соизволений правительства. К тому же в те времена монахи не столько искали для себя епископского сана, сколько хотели убежать от такой чести, что в общем‑то объяснимо, если вспомнить преследования христиан. Их число во времена св. Афанасия едва ли превышало тогда 120 человек на весь Египет.

Монах – это рыцарь веры и правды, сын благородства, друг добродетели, защитник гонимых и отверженных, опора слабых и малодушных, врач уязвленных и болезненных. Смысл отшельнической жизни – обрести богатства небесные, презрев – земные… Естественно, что такого рода философия возникала в условиях господства неправедного строя, каковым и был Рим. Гонения этих людей привели к явлению отшельничества. Первым отшельником был Павел Фивейский (234–347 гг.). Павел был образованным человеком, знал философию и литературу. Но семья хотела заполучить все его состояние – и тогда он ушел жить в грот, где и пробыл до конца своих дней. Вторым отшельником, не менее знаменитым, стал св. Антоний Великий (250–356 гг.). Происходя из зажиточной коптской семьи, он, придя однажды в храм, услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Так он и сделал. Многие христиане, надеясь на скорое наступление Царствия Небесного, поступали аналогичным образом. Антоний спал на голой земле, лености терпеть не мог и работал не покладая рук. «Душевные силы, – говаривал он, – тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия». Его пытались соблазнить – то сребролюбием, то яствами, то славой, то блудницами. Но отшельник стоял тверже, чем скала, проводя время в непрерывном посту и трудясь над проповедями. Порой его схимна казалась невыносимой, ибо он «не смывал водою нечистот с тела» и «никогда не омывал себе ног». Все эти тяготы земные тем не менее не помешали ему прожить жизнь долгую – 105 лет. Его максимы легли в основу будущих монашеских правил (305 г.). «Ибо если будем жить, как ежедневно готовящиеся умереть, то не согрешим…» «Никто из нас да не питает в себе пожелания приобретать. Ибо какая выгода приобрести то, чего не возьмем с собой…» В песках пустыни и родилась неистовая духовная страсть, вера в Господа, в нестяжательный идеал, который в дальнейшем будет отличать иных русских монахов, подвижников веры.

Данные в изречениях отцов тексты имели назидательные цели: «Некий знатный человек пришел в скит из чужих краев с большими деньгами и просил пресвитера, чтобы он раздал их братьям. Сказал пресвитер ему: «Братья не нуждаются». Когда же тот особенно стал настаивать, он поставил корзину с золотыми монетами у дверей церкви. И сказал братьям пресвитер: «Кто нуждается, пусть берет». И никто из них не приблизился к ним, иные даже не взглянули на них. Сказал пресвитер тому, кто принес их: «Бог принял от тебя твою милостыню. Иди и раздай ее бедным». Он же получил (тем самым) большую (духовную) пользу и ушел». В Нитрийской пустыне к середине IV века н. э. обитало уже 20 тыс. монахов (из них император Валент затем мобилизовал для своих целей 5 тыс.). «В умственной жизни западных стран и поныне слышится взмах крыльев теологического гения Древнего Египта», – заметил в этой связи И. Шерр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326