Древние цивилизации
Страница 305

Заседание совета профессоров историко‑филологического факультета Петербургского университета, всключая Б. А. Тураева, Ф. Ф. Зелинского, М. И. Ростовцева и др.

Может быть, стоит напомнить и о том, что распространение скитов на Руси как формы организации монашества связано с возрождением традиций египетского монашества. Ведь эта форма, как подчеркивает российский ученый Е. В. Белякова, в определенной степени противостояла общежительным монастырям и более соответствовала практике ранних исихастов. К тому же история славянского монашества вообще не знала скитов до начала XIV века. А ведь старообрядческие скиты были весьма многочисленны, и немало русских людей, отличающихся великим свободолюбием и своемыслием, проторяли туда дорогу. Они располагались особенно в местах малодоступных для государевых воинских команд, выполняя роль культурных центров для целых губерний: здесь хранились и переписывались книги, обучались дети, нередко сюда приезжали на исповедь и для причастия. В таких укромных уголках бескрайней России можно было, подобно древним христианам, следовать голосу сердца и собственной совести в надежде, что народу сему Бог дарует бесконечную жизнь. Примеры дипломных работ data4mining магистр novosibirsk.akademikz.ru.

Б. А. Тураев

Через Синай будут пролегать пути многих известнейших, замечательных сынов России, подвижников науки, образования, культуры, религии: министра просвещения А. Норова, архимандрита Антонина (А. И. Капустина), профессора Н. П. Кондакова («Синайский альбом»), профессора Киевской духовной академии А. Дмитриевского, автора «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (1895–1917) и составителя каталога синайских икон. В начале XX века на Синае трижды побывал профессор Петербургского университета В. Н. Бенешевич (в 1907, 1908 и 1911 г.). Он установил наличие давних связей между Западной церковью и Синайским монастырем и дал описание около 200 греческих рукописей, не упомянутых в каталоге В. Гардтгаузена. При этом он заметил: еще «далеко не все рукописи сокровища Синая извлечены из‑под спуда». С помощью студентов им было сделано 3 тысячи фотографий. Сегодня сюда наведываются видные российские ученые. В их числе В. И. Кузищин из МГУ, В. Солкин, ректор Владимирского госуниверситета А. Г. Сергеев, чей труд «Светские и духовные властители Европы за две тысячи лет» стал событием, и другие.

Похоже, прав архимандрит Порфирий, сказав, что лучшая история всей православной церкви, включая русскую, может быть написана тогда, когда будут исследованы все книгохранилища на всем Востоке. Видимо, это так. Немало глубинных, духовных истоков бытия, теснейшим образом сближающих культуры, веры и души народов Египта и России, еще неизведаны. К сожалению, в начальный период советской истории и египтологии востоковедению не очень повезло. Это было трагическое время, когда в науке процветали такие фигуры как Т. Лысенко. Лозунгом иного рода «научных поисков» и интересов стал даже клич «Долой Милосскую Венеру, и да здравствует мотыга!» Воинствующее невежество было в моде. Проявляя интерес к духовному миру народов классического Востока, Н. Марр языков египетской группы не знал. В ходу был иной язык – язык доносов. Арестовали Г. Церетели, члена‑корреспондента Академии наук, арестовали любимого ученика Тураева, священника И. Волкова. Умер, не дожив до 30 лет, молодой ученый М. Вильев, занимавшийся Египтом и Абиссинией (к тому времени он написал более ста научных работ). В 1920 году умер от сыпного тифа в расцвете сил и Тураев (52 года), оживая, как Осирис, в книгах.

Экслибрис Тураева. Изображение египтянина Тураи

Перед смертью ближним он жаловался, говоря: незачем жить, ибо отнята душа, подавлен дух, а человеку оставлен «один желудок» (О. Томашевич). Знаменательно то, что когда друзья пытались вытащить его из лап смерти и стали просить правительство помочь ему лекарствами и рисом, на эту просьбу ученых министр культуры А. Луначарский наложил циничную резолюцию (по крайней мере, именно так говорили тогда в кругах питерских востоковедов): «В настоящее время молодая Советская республика в египтологах не нуждается». Но в дальнейшем советская египтология все же дала миру превосходных ученых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326