Древние цивилизации
Страница 65

В. Котарбинский. Женщина с голубями

Вернемся в Вавилон. К моменту нападений на него Кира (539 г. до н. э.) и Дария (522 г. до н. э.) в этом огромном городе, вероятно, обитало порядка миллиона человек. Крупнейший город мира Вавилон был для многих вожделенной добычей. Бешеные богатства вызывали зависть народов, побуждая их к нападению на это царство роскоши. Первым от Вавилона отпал город Терка, затем восстали города юга. Причина недовольства очевидна. Вавилон – паразитическое государство, хищник. Он подрывал торговлю и благосостояние многих городов и стран, подчиняя их своему господству. Иеремия скажет: «Вавилон был золотою чашей в руке Господа, опьянявшей всю землю!» Скорее это была «чаша греха» в руках у Сатаны. Немудрено, что Иеремия и Исайя с удовольствием рисуют жуткие картины разрушения «красы царств», гордости халдеев – Вавилона, говоря, что тот будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра: «шакалы будут выть в чертогах и гиены в увеселительных домах». Умиравшие от голода люди вынуждены были есть собственных детей. Казалось, Вавилон перестал существовать. И даже то место, на котором стоял этот город, победители прокляли…

Одно из изображений Вавилонской башни современным художником

Казалось, с ним покончено раз и навсегда. Но события принимают неожиданный оборот. Победители его восстановят, создавая «могильщиков своей родины». В данном случае это скорее метафора. Результатом их действий станет гибель Ассирии при активном участии возрожденного Вавилона. В чем причина? Победа над сильным соперником, как ни странно, обострила в ассирийском обществе внутренние противоречия. Такое еще не раз встретим в мировой истории. Тем не менее напомню: сто лет Вавилон находился в сфере влияния ассирийских владык.

Видимо, стоит обратить внимание на то, что против грешной столицы поднялись все народы. Внимательно прочитайте главы 50–51 в Ветхом Завете, где еврейский пророк Иеремия предрекает гибель своим грешным сородичам‑халдеям.

Слово, которое изрек Господь

О Вавилоне и о земле Халдеев

Через Иеремию пророка:

Возвестите и разгласите

между народами,

И поднимите знамя, объявите,

Не скрывайте, говорите:

Вавилон взят, Вил посрамлен,

Меродах (Мардук) сокрушен,

Истуканы его посрамлены,

Идолы его сокрушены.

Ибо от севера поднялся

против него народ,

Который сделает землю его пустынею,

И никто не будет жить там,

От человека до скота,

Все двинутся и уйдут.

В те дни и в то время,

Говорит Господь,

Придут сыновья Израилевы,

Они и сыновья Иудины вместе,

Будут ходить и плакать

И взыщут Господа, Бога своего…

Израиль – рассеянное стадо;

Львы разогнали его;

Прежде объедал его царь Ассирийский,

А сей последний, Навуходоносор,

Царь Вавилонский,

и кости его сокрушил…

Между историей евреев и вавилонян существует довольно тесная связь. В религии и литературе семитов немало сходных черт. Достаточно сравнить вавилонские и еврейские псалмы, чтобы обнаружить в них немало близких выражений, мыслей и даже буквальных совпадений. Поэтому евреи быстро вписались в социально‑экономическую и культурную жизнь Халдеи. Однако между этими родственными народами была существенная разница. Тураев говорит даже о «пропасти» между произведениями евреев и вавилонян. В библейских псалмах главное – внутренняя потребность молитвы и очищения, покаяние грешника, сознающего моральную вину перед богом. Здесь нет речи ни о магии, ни о произволе божества. Вавилонянин же лишь под давлением беды думает о смягчении гнева бога (при посредстве обряда и жреца). Его покаянные псалмы – это своего рода «заклинания». Как бы там ни было, но литература и искусство Вавилона оказали заметное влияние на развитие аналогичных культур Малой и Средней Азии, а по словам Л. Куртиуса, вавилонское искусство и религия завоевали себе «целый континент, начиная от Армении и Сирии, от Персидского залива до Средиземного моря». Вавилоняне имели обширные познания в географии, астрономии, математике, медицине, языкознании. Культ Ваала широко распространился среди жителей Израиля, имя его встречается там повсюду: в печатях, надписях, личных именах. По свидетельству Томпсона, на каждые 11 имен с элементом «Ях» (Яхве) приходится по 7 имен с именем «Ваал» (т. е. идолопоклонников).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326