Древние цивилизации
Страница 79

Укрепленный лагерь ассирийцев

Нынешний Багдад чем‑то напоминает древний Вавилон («врата Бога»)… Он пережил былое величие столицы огромного арабского халифата, а затем и заштатную провинциальность эпохи господства османов. Говорят, что это один из самых арабских городов мира. Взоры путешественников привлекают широкие, светлые и изящные проспекты, обезображенные ныне оккупантами и террором. Центральная площадь города называется ат‑Тахрир (Освобождение). От нее идет главная торговая улица, названная по имени халифа Харуна ар‑Рашида. Один из старейших кварталов города – это базар и прилегающие к нему кварталы. Тут находятся памятники старины (караван‑сарай Хан‑Марджан, мечеть Марджан, средневековая школа ал‑Мустансырия). Бывший Абассидский дворец стал музеем. При посещении Исторического музея древностей впечатляет вход в главный ассирийский зал. Его украшают фигуры фантастических существ с телом быка, крыльями птицы и лицом человека. Это демоны‑охранители, что украшали двери дворца Ашшурнасирпала в Калахе (ныне современный Нимруд). Увы, монументальным каменным демонам не очень‑то удалось уберечь музей от демонов живых, из плоти и крови.

Зал искусства Ассирии

Дворец в Нимруде был сооружен в IX веке до н. э. Стены его покрыты рельефами с изображением подвигов царя, царских приемов и сцен охоты. Великолепное зрелище, видимо, являл собой дворец Саргона II Дур‑Шаррукин в Хорсабаде. Его соорудили на искусственной террасе, с высоких башен можно было видеть всех, кто приближался к дворцу. Вход во дворец обрамляли статуи крылатых быков. В музее имелась прекрасная коллекция рельефов, вырезанных из слоновой кости, что служила обшивкой для парадной мебели. Полна экспрессии фигура огромной львицы, терзающая негра на фоне листьев и бутонов лотоса. Ассирийская резная кость высоко ценилась, расходясь по многим странам мира – в Кипр, Сицилию, в Малую Азию и Закавказье. В шумеро‑аккадских залах Исторического музея оживает древнейшая история человечества (тут оттиски печатей, первые клинописные таблички, средневековые манускрипты, золотые вещи редчайшей красоты). Шрифты арабской вязи вызывают в памяти период в истории человечества, когда мир испытал на себе мощное воздействие арабской культуры. Незабываем колорит современного (еще мирного) Багдада, ощущаемый на берегах Тигра, средь шумных базаров, в районе Золотой мечети, где бывал Харун ар‑Рашид, халиф Багдада, где и возникла легенда о Багдадском воре. Сегодня она напомнила о себе сценами мародерства американских вояк в XXI веке. Это какая‑то фантасмагория. Музеи и некоторые мечети разграблены и осквернены. Священные львы оказались бессильны перед толпами.

Вавилонский лев

В «Повести об Ахыкаре Премудром» египетский фараон во время посещения им Египта задал Ахыкару загадку о жеребцах и кобылах. «Объясни мне, Ахыкар, следующее… Конь твоего господина заржал в Ассирии, а у наших кобылиц, услышавших его ржание, произошел выкидыш».

Ван Клеве. Разрушение Вавилонской башни (столпа)

Сегодня похожую загадку можно было бы задать и нашим политикам. Отгадают ли? Думаю, вряд ли… Нет нужды их умные головы гнать в неведомую даль. Пусть прочтут хотя бы слова «Начальной летописи» («Повести временных лет»). Там есть некая точка отсчета, некий исторический «нулевой меридиан», привязывающий нас к Востоку, Сенаару, Ассуру и Вавилону: «И когда умножились люди на земле, замыслили они построить столп до неба… И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и город около него Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не был он закончен. И сошел Господь Бог посмотреть город и столп, и сказал Господь: вот единый род и язык один. И смешал Бог языки, и разделил на 70 и 2 языка, и рассеял по всей земле. По смешении же языков Бог ветром разрушил столп; и есть остаток его между Ассуром и Вавилоном, и имеет в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняется этот остаток. По разрушении же столпа и по разделении языков взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же взяли западные и северные страны. От этих же 70 и 2 языков произошел и народ славянский, от племени Иафета, норики – это и есть славяне. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326