Древние цивилизации
Страница 268

Магомет очищает Каабу от идолов

С приходом мусульман в Египет существенно меняются ориентиры народа – возникли иные культурные, экономические, религиозные акценты… Начался период исламизации и арабизации Египта. Мусульманские правители и столицу перенесли в Каир, назвав ее ал‑Фастат. Акция имела политико‑стратегические цели: перенос столицы из вечно мятежной Александрии в более спокойное, нейтральное место отвечал новому балансу сил в регионе и соответствовал факту переноса торгово‑экономических путей из Средиземноморья в арабские страны. Традиционно считается, что мусульмане терпимы к другой религии. Поначалу арабские завоеватели действительно проявляли некоторое благородство, не мешая христианам исповедовать их веру. В правление Омейядов (661–750 гг.) копты‑христиане получили даже политическую автономию. Копты займут высокие посты в аппарате управления страной и обретут экономическое влияние. Однако они были обязаны платить джизью – налог, собираемый со всего свободного немусульманского населения – и харадж – поземельный налог (от 1/3 до 2/3 урожая). Далее начались притеснения в области культуры и религии. В 706 году был издан закон, по которому запрещалось использовать коптский язык в официальной практике. Документация должна была вестись только на арабском языке. Халиф Уазид приказал в 722 году уничтожить все христианские иконы. Монастыри обложили высокими налогами. Коптское население подвергалось постоянному ограблению. С приходом к власти династии Аббасидов (750–868 гг.) ситуация стала еще более невыносимой. В VIII веке все копты, находящиеся на госслужбе, должны были исповедовать мусульманство.

Арабская курительница из золота и серебра

В X веке был принят ряд ограничительных постановлений: им запрещались официальные церемонии на улицах, нельзя было публично носить крест и ездить на лошадях. Копты должны были носить определенную одежду, обязательный желтый тюрбан и колокольчик, чтобы мусульмане смогли отличить их от «правоверных». Вспомним о «звезде Давида», которую немецкие фашисты приказывали носить евреям в гетто. Затем, в правление аль‑Хакима (996–1021 гг.), гонения обрушились на иудеев и даже на иных мусульман. Более 1030 храмов были разрушены и превращены в мечети. Мусульманские варвары грабили и опустошали монастыри. Мужчин они обязывали носить на шее тяжелый деревянный крест. С патриаршего собора коптов в Каире стали звучать заунывные мусульманские молитвы.

Форт Кайт‑Бей, построенный на месте Фаросского маяка в XV в.

Относительное послабление наступило при Фатимидах (969–1171 гг.), когда те основали новую столицу – Каир. Началось активное строительство. Тогда не только Коран писался поверх иероглифов, Библии и христианства, но наблюдался расцвет культуры и искусства. Правда, положение египтян, в том числе коптов, по‑прежнему оставалось крайне тяжелым. Ученые отмечают, что «все было обложено налогами, лишь воздух был свободен от них». В теории сами мусульманские юристы считали поборы, выходившие за рамки канонических налогов (земельная десятина, налог в пользу нищих, подушные подати христиан или иудеев), противозаконными. Но кто на Востоке обращал внимание на подобные «мелочи»?! О благочестии раннего ислама больше говорят, чем это было на деле. И уж никто не заподозрил бы судебную власть в праведности и неподкупности. Разумеется, среди судей и тогда были разные люди. Одни вели скромную жизнь, подобно кади Фустата. Когда к этому судье зашли люди, они увидели, что его обед состоял из старой чечевицы, сухарей и воды. Со времен Аббасидов их положение улучшилось (кади Египта стал получать уже 30 динаров в месяц). В 350/961 году должность верховного судьи в Багдаде продавалась за 200 тыс. дирхемов в год, которые поступали в казну правителя. Подобные порядки прямо подталкивали к взяточничеству. Поэтому часто слышались жалобы: разбойники есть не только в пустыне, но и в мечетях, на базарах, в судах; но только последних называют судебными заседателями или купцами. Ал‑Маарри называл заседателей в суде «бедуинами городов и мечетей». Города, вроде Александрии, также платили налоги в казну султана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326