Древние цивилизации
Страница 23

Знаки зодиака и планеты. Рельеф римской епохи

Древние, считая небо местом пребывания богов, представляли, что там же находятся и прототипы их поселений. Так, согласно верованиям месопотамцев, прототип реки Тигр находится на звезде Анунит, прототип реки Евфрат – на звезде Ирондель. Египтяне сравнивали ландшафт их страны с полями небесными, хотя в строгом смысле слова астрологами не были и концепции Зодиака не имели. В иранской космологии для всех земных понятий был такой же трансцендентный аналог на небесах. У алтайских народов идеальными прототипами гор земных были горы небесные. Китайцы все свои земные представления координировали, сообразуясь с Небом, звездными сферами. Закон аналогий действовал в отношении городов и храмов Вавилона. Среди созвездий, отмечал Мирча Элиаде, есть прототипы всех вавилонских городов: Сиппара – в созвездии Рака, Ниневия – в Большой Медведице, Ашшура – на Арктуре и т. д. Царь Сеннахериб приказал выстроить Ниневию по «проекту, сделанному в стародавние времена на основании небесного предначертания». Царь Давид, оставив сыну Соломону наказ выстроить священный храм, говорил, что это Господь «вразумил меня на все дела постройки» (1 Пар., XXVIII, 19). То же самое можно сказать и о царских городах Индии, выстроенных по мифической модели небесного града, где во времена золотого века, как считали, обитал Верховный Владыка.

Древний астролог

Однако не только астрологи Двуречья или Египта устремляли взор в небо. Вспомним русскую пословицу, в которой крестьянин сформулировал свое отношение к миру и его образам: «Не земля, а небо нас кормит». Вспомним об удивительных находках археологов при раскопках «русской Трои» – Аркаима. Среди найденных фигур есть и образ древнего предка, жившего 4 тысячи лет тому назад, устремившего пытливый взор в небо, в Космос.

Созвездия в северной части неба. Роспись гробницы Сети I

Видно, в обращении человека к небу было нечто и не всегда им осознанное. Глядя на небо, мы получаем из глубин Вселенной некий подпитывающий нас энергетический импульс, некое психологическое воздействие. Зачастую небо становится целителем и врачом… Видимо, это и имел в виду П. Флоренский, говоря в «Завещании»: «…Почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится». О том же писал философ и поэт Арсений Чанышев: «Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью! Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод. В каждой пылинке громадный мир заключен…» В этой связи становится понятен и издревле присущий нам «трепет к звездам» (Розанов).

С первых шагов человек осуществлял передачу жизненно важных сведений и знаний с помощью звуков, жестов, знаков, предметов, хотя они не исчерпывающее и не всегда надежное средство информации. Но dies diem docet (последующий день – ученик предыдущего). На протяжении примерно миллиона лет нужда служила людям учительницей, наставляя их должным образом в познании каждой вещи, различных природных явлений. «Так нужда научила всему богато одаренное от природы живое существо, обладающее годными на все руками, разумом и сметливостью души», – писал древнегреческий философ Демокрит. В древности чаще выживали те, кто быстрее и сноровистее схватывал суть явлений и вещей, успешнее других усваивая полученные ими суровые уроки. Природа выступала главным воспитателем человека в процессе подражательной деятельности. И пусть первобытный изобретатель не обладал знанием основ физики и не знал причин механических явлений, он внимательно наблюдал за всем, что происходит в природе, и старался подражать тому, что он видел вокруг себя. Роль учителей для первобытного человека выполняли: случайно отогнутая ветка дерева, возвратившаяся в естественное положение, сила падения стволов деревьев, сломанных бурей, катящихся вниз по склону, прикрытые листвой ямы, куда он мог упасть. Человек все это запоминал, учился использовать себе во благо и передавал свой опыт – в назидание другим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326