Древние цивилизации
Страница 252

Визирь Рамос с супругой

Пожалуй, символичен и тот пристальный интерес, с которым древние народы изображали мужской и женский фетиши (половые члены). Многие фигурки на Востоке любовно несут сей орган воспроизводства жизни. Скажем, вот старик держит в руках фетиш, напоминающий фаллос. Народы понимали исключительное значение детородного органа. Геродот писал: «Что до столпов, которые воздвигал египетский царь Сесотрис в (покоренных) землях, то большей их части уже не существует. Но все же мне самому пришлось еще видеть в Сирии Палестинской несколько столпов с упомянутыми надписями и женскими половыми органами». Подобные же столпы‑члены нередко встречаются у шумер, вавилонян и у индусов.

Колонный зал храма Хатхор, богини любви и веселья

Розанов говорил: «То, что для нас кажется изображением или позорящим, или постыдным, царь воздвигал в далеких походах – как выражение глубокой своей мысли и мышления своей земли, Египта». Полагаю, это напоминание о том, что «корень жизни» дан нам для того, чтобы никогда не прекращать трудов на ниве воспроизводства потомства. О том же говорит веселая песня египтян, которую фараон Тутанхамон слышал на берегах Нила, когда флотилия проплывала мимо. Фараон приказал высечь ее на стенах храма:

На берегу ждет тебя кров,

Его навес простирается в сторону юга;

На берегу ждет тебя кров,

Его навес простирается

в сторону севера;

Пейте, матросы фараона,

Возлюбленного Амона,

Восхваленного богами…

Старик, передающий «эстафету жизни» молодежи

Быть может, еще одним подтверждением исключительного внимания, которое в Египте уделялось вопросам жизни, ее сохранения и поддержания, стало создание практически в каждом крупном городе Египта так называемого «Дома Жизни» (пер анх). Впервые пер анх упоминается в тексте правления фараона VI династии Пепи II (ок. 2279–2219 гг. до н. э.). Назначение такого дома, как отмечают ученые, состояло в «сохранении и обеспечении жизни царя и людей на земле и в потустороннем мире, и не только их жизни, но и жизни богов и, в частности, самого Осириса». К сожалению, нам приходится сегодня лишь гадать, какой деятельностью была наполнена повседневная жизнь обитателей «Дома знаний». В магическом папирусе Солт 825, правда, косвенно указывается, что его обитатели, «люди, которые входят в него», – «это книжники Ра, это писцы Дома Жизни». Тут же находятся и жрецы, что ежедневно читают божью книгу. Вероятно, тут хранились некоторые особые книги, «души Ра», обладавшие огромным могуществом. Утверждалось, что они якобы даже могли «оживить бога» (Осириса) или «сокрушить рабов его». Проводившиеся работы и действа носили тайный характер, само здание являло собой модель космоса, а его обитатели представляли собой ученых и мудрецов, владевших сакральными знаниями. Поэтому, пожалуй, не будет преувеличением, если сравним эти дома с монастырями, которые в эпоху Средневековья являлись центрами знаний, библиотеками, переводческими кельями и кабинетами врача.

Карлик Сенеб со своей семьей

Именно в «Домах Жизни», пишут ученые, были составлены такие важные заупокойные тексты, как Книга мертвых, а тысячелетия до этого – Тексты саркофагов и Тексты пирамид; кроме того, они были тесно связаны с мумификацией, здесь хранились мирра и умащения. «Дома Жизни» ведали художественными работами сакрального характера – например, украшением храмов. Одним словом, «Дома Жизни» были центрами духовной жизни страны, в которых создавалась большая часть ценностей египетской цивилизации.

И даже те, к кому судьба, казалось, неблагосклонна, находили утешение в своей семье и детях. Ведь нелегкие условия существования и тогда уже вынуждали людей (по возможности) крепить дух корпоративной солидарности и взаимопомощи. Благоденствие становилось реальным, если каждый член общества старался свято исполнить свой долг. Нужно было иметь и как можно больше детей, ибо это не только давало жизнь роду, но и позволяло усопшим надеяться на то, что они и их могилы не будут забыты. Египтяне отличались дисциплиной и послушанием, свято соблюдали законы и религиозные догмы. Почитание старших и поклонение мудрецам у египтян было в крови. Они считали, что жизнь надо прожить достойно, чтобы, оказавшись на пороге смерти, можно было сказать Осирису: «Я не делал ничего такого, что противно богам» (то есть не воровал, не лгал, не обманывал, не осквернял храмов и не притеснял людей). Египтяне почитали мудрость и храбрость и высоко ценили общественные добродетели (в том числе помощь слабым, бедным или сиротам).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326