Древние цивилизации
Страница 47

И ярко факел вспыхнул в Вавилоне;

Вещанья звезд прочтя на небосклоне,

Их в символы Семит пытливый влил.

Седмица дней и Зодиак, – идеи,

Пребудет знаком, что уже в Халдее

Исканьем тайн дух человека жил…

Город раскинулся по обе стороны Евфрата на территории в 500 акров. Улицы (иные длиною в 5 и более километров) были узкими, незамощенными. Сюда сбрасывали отходы. Дома в городе глиняные. Особым великолепием отличался дворец Саргона II, правившего в 721–705 годах до н. э. Немецкий писатель Э. Церен в книге «Библейские холмы» описал Дур‑Шаррукин «как величественный ансамбль дворцов и храмов», состоявший из более чем 2000 помещений и тридцати дворов. Углы дворца ориентированы на четыре стороны света, и сам дворец возвышался на искусственной глиняной платформе, что поднималась над городом на 14 метров. Саргон II писал с гордостью: «Триста пятьдесят царей до меня владели страной Ассура и прославляли могущество Бэла, но никто не исследовал этого места и не думал о том, чтобы сделать его обитаемым, не пытался вырыть там канал… Я думал день и ночь о том, чтобы сделать обитаемым это место, чтобы освятить его храмы, жертвенники великим богам и дворец, где обитает мое величество…» Он сам указал расположение дворца, его размеры и т. д. Когда дворец был построен, он там поселился со своими людьми и всей обслугой.

Ворота богини Иштар. Макет

Центральный вход украшали великолепные ворота, которые «охраняли» шесть пар крылатых быков (шеду). Во дворце были все удобства: шесть туалетов в виде удобных кресел, дренажные трубы соединяли их с канализационной трубой (трубы шли по стенам дворца). Во дворцах и домах богачей имелись ванные комнаты (размером до 15 кв. м), пол и стены в них были из обожженного кирпича. Там принимали душ, умащивали тело маслом. Появились и уборные (обычно дыра в полу, соединенная с выгребной ямой). В помещениях дворца были колодцы для воды, оборудованные подъемной «техникой».

Сады Семирамиды

Восхитили «отца истории» Геродота и ворота богини Иштар, откуда шла и знаменитая «Дорога процессий», ведущая к главному храму города. Ворота богини Иштар тогда представляли собой две симметричные башни, украшенные рельефами из глазурованного кирпича. Башни поднимались гигантскими террасами, представляя собой 7 поставленных друг на друга гигантских строений. На зеленовато‑оливковом фоне стен выделялся бог Мардук с золотисто‑желтым драконом. Статуя бога одета в парчовую одежду. В левой руке он держала жезл, у ног его распростерт дракон, символ первобытного хаоса. Мардук (считалось, что он создал Землю, населив ее людьми) сделан был из золота и весил 23 700 кг.

Дворец Асаргаддона в Ниневии был создан с использованием редких пород деревьев (кедр, кипарис, сосна). Кровля здания дворца была украшена резьбой, ее поддерживали кипарисовые колонны, украшенные золотыми и серебряными обручами. Створки дверей сделаны из черного дерева, кипариса и выложены железом, серебром, слоновой костью. Стены украшал яркий изразцовый фриз. Художники изобразили сцены из народного быта или восхваляли военные кампании. У входа во дворец высились каменные львы и быки. Тут совершались жертвоприношения. Храмы казались воплощением человеческой гордыни, но безусловно впечатляли.

Альма‑Тадема. На балконе дворца

Вольтер в «Царевне Вавилонской» так описывал сей дворец в три тысячи шагов по фасаду, что возносился до облаков… Плоская крыша обнесена мраморной балюстрадой высотою в пятьдесят футов. Установлены гигантские изваяния всех царей и великих мужей государства. Крыша из двойного ряда кирпичей покрыта из конца в конец плотным свинцовым настилом и засыпана толстым слоем земли. Там росли рощи оливковых, апельсиновых, гвоздичных, кокосовых деревьев и пальм. Это образовывало аллеи, непроницаемые для солнечных лучей. При помощи насосов воды Евфрата попадали в сотни колонн, наполняя мраморные бассейны. Затем, по каналам, воды устремлялись вниз, образуя гигантские водопады или фонтаны, бьющие на большую высоту. Говоря о мастерстве их создателей, Вольтер писал: «Висячие сады Семирамиды, изумлявшие Азию несколько столетий спустя, были лишь слабым подражанием этим древним чудесам, так как в эпоху Семирамиды начался упадок во всем и вырождение как мужчин, так и женщин». «Упадок во всем» – обычное вольтеровское преувеличение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326