Древние цивилизации
Страница 175

Г. Семирадский. Загадка Сфинкса

Когда власть фараонов пошла на убыль, менее внушительными стали и усыпальницы. Предание гласит, что к тому же и народ Египта взбунтовался против мании величия своих царей. Создание колоссальных объектов становилось делом все более затруднительным. Характерно, что Шепсескаф, последний фараон IV династии, династии создателей великих пирамид, для своей мастабы, каменного саркофага, выбрал место, удаленное от пирамид Гизы и Дашура. Позже не только гробницы жрецов конкурируют с пирамидами великих фараонов, но даже люди среднего достатка, завершая жизненный путь, стремятся оставить на месте их погребения хотя бы небольшое надгробие, соответствующее своему положению и влиянию. Строительство пирамид еще долго не прекращалось. Будут пирамиды в Абусире, символ нового экономического подъема Египта (хотя они и меньше пирамид в Гизе), будут новые пирамиды в некрополе Саккара, похожие не столько на горы фараонов, сколько на небольшие холмики. Иные из мастаб, домов умерших аристократов или сановников, являются подлинными произведениями искусства. Таковы мастаба Небет (V династия), мастаба визиря Унеферта (VI династия), мастаба принцессы Идут (из 10 комнат), мастаба государственного сановника Птах‑Хотепа, где он упокоился вместе с сыном, мастаба Каджемми. Последняя содержит на своих стенах особенно выразительные и живые сцены охоты и танцев.

Большой Сфинкс

Но над всеми памятниками Древнего Египта, словно некий бог тайной мудрости, царит сфинкс… Его воздвигли в глубокой древности жрецы. У египтян он считался символом силы, разума и ужаса. Окрестные арабы называли статую Абу, л Хол – «отец ужаса» («Хор на небесах»). Сфинкс изображался в облике царя Хафра, с телом царя пустыни, льва, и с символами царской власти. Ученые полагают, что сфинкс – это образ, пришедший из греческой мифологии (чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями). Он – порождение великана Пифона и его жены‑полузмеи Ехидны. Легенда гласит: жил сфинкс на скале возле греческих Фив и задавал путникам одну и ту же загадку: «Кто ходит утром на четырех, в полдень на двух, вечером на трех ногах?» Тех, кто не мог отгадать ее, он убивал. Загадку разгадал Эдип: «Это человек! Он в младенчестве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку». Сфинкс скрывал вход в священную подземную камеру, где происходили инициации. Галереи под ним вели в подземную часть Великой Пирамиды. Сфинкс спереди выглядел мужским, сзади женским существом. Изображение сфинкса в виде андрогина значило, что египтяне сознают: боги обладают как позитивным, так и негативным творческим началом. Кстати, фараоны носили хвост Львицы или Коровы сзади, и, «подобно Богам, они заключали двойственную целостность Бытия в одной личности, рожденной от Матери, но являющей собой Дитя обоих полов». Загадкой продолжает оставаться и назначение этого символа. Что он собой представляет: памятник древнего народа своему первому царю Осирису или межевой знак между земной и небесной жизнью?

Много лет идут споры о времени и цели его создания, о том, кого следует считать зодчим Сфинкса. Первым упомянул о его существовании римский историк Плиний (23–79 гг. н. э.). Полагают, он был создан во времена фараона Хефрена, строителя второй пирамиды (около 2550 г. до н. э.). Но посетивший Египет Геродот не упоминает о Сфинксе (484–425 гг. до н. э.). Может быть, Большой Сфинкс к тому времени был занесен песком. Время от времени Сфинкса заносило песком… Первым его освободил от песка Тутмос IV, когда тот пообещал фараону двойную корону Египта, якобы явившись тому во сне (XV в. до н. э.). Попытки «вернуть к жизни» Большого Сфинкса предпринимали многие: римский император Септимий Север, Муххамед Али, Кавилья, Масперо…

К сожалению, с веками Сфинкс понес заметный урон. Нет урея на голове (символа власти в виде поднявшейся кобры), от его царской бороды остались лишь обломки. Лик, который первоначально якобы имел черты «одного из великих Магов‑Правителей Атлантиды», напоминает ныне иссушенное зноем, иссеченное песком и ветром лицо бедуина‑кочевника. На нем видны рубцы, но не от сабли, а от долота: некий набожный шейх в XIV веке изуродовал его, выполняя якобы завет Мухаммеда, запрещавший изображать человеческие лица. Видны раны от пушечных ядер орудий мамелюков, использовавших Сфинкса как мишень. Это никак не снижает его популярности у туристов в ходе представления у подножия пирамид.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326