Древние цивилизации
Страница 279

Дева Мария с Иисусом Христом на руках

Египет – место проповеди евангелиста Марка, ученика апостола Петра, и родина монашества, христиан‑мучеников. Марка послали в Египет для проповеди христианства. И хотя он сам «не слушал Господа и не сопутствовал ему», но по рассказам Петра он записал все сказанное Господом. Прибыв в Александрию, он основал там христианские общины, назначил епископа, пресвитеров, диаконов. Увы, во время празднования Пасхи язычники напали на проповедника, терзали его, а затем окровавленным бросили в темницу, где он и скончался. Похоронили Марка в граде Александрия. Мощи были перевезены в Венецию, но недавно часть их вернулась в Египет и хранится в кафедральном соборе Св. Марка в Каире в гробу из четырех беломраморных досок, без украшений и письмен. В ГМИИ им. А. С. Пушкина имеется отрывок из коптской рукописи, повествующий о деяниях Марка.

Рельеф со стен церкви Св. Меркурия

В той же Александрии протекала педагогическая и духовная деятельность Климента Александрийского (150–215 гг. н. э.) и Оригена (185–264 гг. н. э.). Оба деятеля писали и преподавали в рамках тогдашнего духовного училища, Огласительной школы. Христиане («оглашаемые») подвергались жестоким гонениям со стороны язычников. Жизнь Оригена была «с пеленок» достопримечательной. Имевший прекрасное образование, он был чрезвычайно популярен среди христиан. Те с наслаждением слушали его проповеди, а потом становились его последователями. Чтобы полностью отдаться делу богослужения, Ориген отказался от преподавания словесных наук. Ради пропитания ему пришлось продать (за ежедневную ренту в четыре обола) даже свою библиотеку, «все бывшие у него и с такой любовью изученные им списки древних сочинений». Это не помешало ему написать 6000 книг (примерно 9 томов инкварто). В них он истолковал Ветхий и Новый Завет. Жил Ориген в совершенной бедности, ходил босой, отказывался от вина и от всего прочего, кроме самой необходимой пищи (Евсевий). Он строго соблюдал заповедь Христа: не иметь ни двух хитонов, ни обуви и не изводиться заботами о будущем. Святой даже оскопил себя, дабы не давать повода для грязных сплетен язычников. «Пост – узда монаха, борющегося с грехом. Кто сбрасывает ее, тот жеребец женонеистовый». К нему приходили ученики не только из разных концов Египта, но и из дальних стран. Впрочем, эти членовредительные тенденции не прижились средь монахов, даже среди епископата, не говоря уже о простых смертных. В «Уставе о клире» (II в. н. э.) прямо говорилось: «Хорошо, если он (епископ) – человек не женатый; а где нет такого, то по крайней мере (пусть будет) муж единой жены».

Погребальная статуя монаха. Музей Бардо в Тунисе

Чем был вызван невиданный интерес к христианству у масс населения? Дело в том, что Египет, находившийся под властью Рима, как никакая другая страна ощущал на себе тяжкую руку римских владык. Рим грабил его нещадно. Говорят, что за счет налогов Рим получал из Египта в месяц больший доход, чем давала Иудея за год (I в. н. э.). Налоги и поборы римских наместников, чиновников росли и множились. Существовало более 450 налогов и поборов различного рода. Рос и бюрократический аппарат. Участились случаи расправ с бедняками со стороны войск правительства. Те уничтожали даже каналы у должников, обрекая тем самым этих людей на голодную смерть. Обычными стали случаи разорения среди мелких земледельцев. В таких условиях у немалой части населения христианство стало популярным. В нем видели идеологию справедливости. К началу IV века н. э., несмотря на гонения, в Египте насчитывалось уже более 1 млн христиан. Среди последователей христианского учения было немало коптов. В Египте в IV–V веках н. э. было создано и известное сочинение раннего христианства «Изречения египетских отцов». Характерный факт – существование афрохристианских сект (или «черных сект»). В основе их деятельности лежала идея о чернокожести Христа, как бы подтверждаемая цитатой из Библии: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 1, 26). В христианское вероучение секты внесли массу традиционных африканских верований, провозгласив богоизбранность африканцев. Европейцев обвиняли в искажении изначальных идей христианства и Христа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326