Древние цивилизации
Страница 197

Вид гробницы визиря Рамосе в Фивах

В этой связи стоит обратить внимание на то, что Манефон (по словам А. Вассоевича) вполне определенно отождествлял некий народ, покоривший Египет, убивавший вождей страны, сжигавший города и разрушавший храмы Египта, с будущими обитателями Иудеи и основателями Иерусалима. Народ, который именовался у египтян «царями‑пастухами», позднее был изгнан из Египта и, согласно договору, без вреда для себя со всеми семьями и имуществом двинулся через пустыню в Сирию. «Боясь господства ассирийцев (тогда те властвовали над Азией), они построили в стране, называемой теперь Иудеей, город, которому надлежало вместить столь много десятков тысяч жителей, и назвали его Иерусалимом». Знаменательно как то, что Манефон отождествил народ «царей‑пастухов» с Израилем, так и то, что с его мнением вполне согласен столь авторитетный источник как Иосиф Флавий. Мимо этой проблемы не мог пройти и В. Струве, опубликовавший работу «Пребывание Израиля в Египте в свете исторической критики» (1919 г.). В ней он задался таким вопросом: «Может быть, действительно право египетское и иудейское предание эллинистической эпохи, отождествляя завоевание гиксосов, среди которых были цари с именами подобно Якобхир и Симкен, с приходом Израиля в Египет? » Нетрудно себе представить, сколь глубокое (поистине чудовищное) впечатление на нашу интеллигенцию произвели страшные события времен Гражданской войны в России – беспощадный террор, убийства тысяч невиновных людей, бандитизм, обыски, грабежи, голод, мор, полнейшее засилье во власти «царей‑инородцев» (Свердлов, Троцкий, Зиновьев, Радек и т. д. и т. п.). Апокалипсис – да и только!

Визирь с супругой

Ужасные картины тогда наблюдались в Советской России. Видимо, В. Струве в 1919 году, можно сказать, и сам писал кровью строки статьи, рассуждая о нашествии царей‑пастухов на Египет: «Завоевание долины Нила было делом нелегким, но как раз в ту эпоху, эпоху конца XII дин., делом далеко не безнадежным и для народа не слишком многочисленного. Египет раздирали тогда сильные внутренние смуты. О них свидетельствует нам один любопытный папирус Лейденского музея. Вот что он повествует нам о внутреннем состоянии царства фараонов: «Человек видит врага в своем собственном сыне. Инородцы сделались повсюду египтянами. В стране банды, люди пашут со щитом… Простолюдины получают драгоценности, не имеющие сандалий делаются обладателями закромов. Чума господствует в стране. Кровь повсюду…»» Нет сомнения, что у Манефона были известные основания придерживаться такого рода позиций. На исходе XX века Израильская Академия естественных и гуманитарных наук, вместе с издательством «Гешарим», издала в России резкие антииудейские высказывания Манефона, не сомневаясь в их подлинности (М. Штерн. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Под ред. Н. Брагинской. Т. I. От Геродота до Плутарха. М., 1997). Конечно, автор статьи и при желании не мог уйти от аналогий, что буквально напрашивались. Массовая миграция евреев России (инородцев) в столицы в начале XX века и в ходе Первой мировой войны привела к революции и краху монархии. Правда, Струве всячески пытался смягчить антииудейские высказывания жреца Манефона (по‑человечески вполне объяснимо, учитывая тогдашнее засилье в Петербурге и Москве еврейского ЧК; они без колебаний ставили к стенке писателей, поэтов, ученых за одно только подозрение в антисемитизме – М. Меньшиков, Н. Гумилев и т. д. и т. п.)…

Типы азиатов

Около 150 лет властвовали они в покоренном Египте (с 1730 по 1580 гг. до н. э.). Гиксосы восприняли нравы и многие обычаи египтян, ибо те стояли на более высокой ступени цивилизации, чем эти дикие семиты – «пастухи» (в Книге Бытия в гл. 46, ст. 34 сказано: «…мерзость для египтян всякий пастух овец»). Они создали двор по подобию фараонова, строили храмы в честь египетских богов, привели в Египет коней (ранее они не были известны в долине Нила). Хотя они почитали не только «единого» бога Яхве, но и владыку Элефантины, египетского бога Хнума, сотворившего людей на гончарном круге, многое в их власти было для египтян неприемлемо. Гиксосы попытались навязать им в качестве верховного божества древнего халдейского бога войны, приравняв его к Сету, брату и убийце Озириса. Тут надо принять во внимание то, с каким трепетом относились в Египте к памяти царя‑мученика Озириса, чтобы понять, какое всеобщее негодование охватило страну от первых порогов Нила до Дельты, когда разнеслась весть об этой кощунственной акции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326