Древние цивилизации
Страница 163

«Если бы когда‑нибудь за наше воспитание, – писал И. Кант, – взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека». Похоже, что тогда большой разницы между образованием и воспитанием не видели. С эпохи Древнего царства нет и специальных терминов, различающих оба эти понятия. Воспитание давалось с трудом, и даже обращение к Тоту не всегда помогало. Учителя прибегали к более веским аргументам – для научения уму‑разуму не жалели палок. Слово «обучение» нередко было синонимом «человека с палкой» («рука с палкой»). Писец Аменемопе вдалбливает ученикам в голову одну доходчивую мысль: «Не проводи ни одного дня в безделье, иначе буду бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его. Пусть внемлет сердце твое тому, что сказал я, – будет это полезно тебе. Обучают же обезьян танцам, объезжают лошадей, помещают коршуна в гнездо и за крылья ловят сокола. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши! Не поддавайся и пресыщению (письмом), отдай ему сердце и внимай словам! Найдешь ты их полезными». Другой писец, доказывая ученику важность работы с папирусом, уверяет, что общение с источником знаний приятнее хлеба и пива, важнее, чем наследство, почетнее возведения после смерти гробницы.

Писец Небмертуф и бог мудрости Тот

Увы, не всегда даже пламенные увещевания оказывались эффективными. Молодежь относилась к учебе с прохладцей. Многое зависело от ума и воспитания учеников в семье. Богатые и знатные относились к учебе основательно и серьезно. Диодор сообщал, что в Египте лишь дети жрецов получали настоящее образование, тогда как основная масса народа, как правило, так и оставалась неграмотной и невежественной. Полагаем, что его словам вполне можно доверять.

Знания требовались всюду: от прокладки дорог и строительства каналов и пирамид до хозяйственных экспедиций, целью которых была добыча полезных ископаемых. Масштабы работ были таковы, что поневоле приходилось привлекать также людей неопытных, неумелых, а то и просто неграмотных. В помощь таким работникам были прописи, слепки с особенно часто используемыми написаниями (сделанные с образцов, выполненных опытными мастерами). Такие прописи с именами и званиями солнца, царя или царицы (своего рода трафареты) были найдены в разных местах. Больше всего их обнаружено во дворцах жрецов или фараонов. Рядом – остатки снесенных впоследствии жилищ, видимо строительных рабочих. В одном египетском изречении поучительно рекомендуется: «Советуйся с невежественными, как со знающим».

Знающих людей все же выделяли. К примеру, в другом поучении сказано: «Сделают все, что ты скажешь, если ты будешь знающим. Тогда и все, что ты скажешь, будет прекрасным». К услугам «интеллигенции» были библиотеки и книжные дома. Одна из гробниц в Египте упоминает имя сановника времен VI династии, называя его «заведующим книжным домом».

Богиня Исида, фараон Рамсес III и его умерший от эпидемии сын

Значительны заслуги древних египтян в развитии наук. Они создали систему исчисления, близкую к десятичной, выработали специальные знаки‑числа: 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Умели производить сложение, вычитание, умножение и деление. Год у них не всегда соответствовал 365 дням, ибо имелись три различные календарные системы.

Славились они и врачебным искусством. Врачи исследовали тело и состав тканей человека. Практика бальзамирования трупов стала главным источником знаний о строении тела. Это потребовало разработки нужных реактивов, позволявших сохранять тело. Результат налицо: трупы захороненных много тысячелетий тому назад прекрасно сохранились. По ним ныне исследуют состояние их здоровья или определяют характер болезни. Древнейшие медицинские трактаты египтян до нас не дошли. Среди 10 основных врачебных папирусов (с более ранних трактатов) старейший датируется примерно 1800 годом до н. э. Папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и папирус Эдвина Смита (длиной в 5 м) по сути представляют собой медицинские энциклопедии древнего мира. Одни разделы посвящены ведению родов, другие – лечению животных. Жрец Манефон упоминает трактат Атотиса (второй царь I династии), рассказывающий о строении тела человека. Есть и иные документы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326